Возрастная категория: 12+

В разделе "Статьи о науке и образовании" можно ознакомится со статьями:

Школьное образование США: система и структура

Что такое время и можно ли управлять временем?

Левша - явление не редкое

Как написать рецензию на дипломную работу студента?

Современные проблемы музыкального образования в России

E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения

Как влияют образовательные сайты на российское образование и культуру?

Школьная форма: "за" и "против"


Как написать отчёт по практике?

Большинство студентов в ВУЗе сталкивается со многими вещами впервые. В этом плане, учёба в институте или университете сильно отличается от учёбы в школе или гимназии. Так, отучившись один или два семестра, студенты попадают на практику. Собственно, и так не ясно, зачем им это и что нужно делать в период практики, но выясняется, что ВУЗ требует написать отчёт по итогам прохождения практики. А что это такое, и как его писать?

Смысл отчёта по практике явствует из самого его названия. Студент должен отчитаться о проделанной на практике работе. Но понятие смысла требуемого документа не даёт знаний по его составлению. Пока это даёт лишь одни проблемы:

1. Почему ВУЗ требует от студентов отчёт о прохождении практики?

2. Зачем нужен отчёт по практике самому студенту?

3. Как написать этот отчёт?

ВУЗ требует от студентов отчёт о прохождении практики чисто в бюрократических целях. Учебный план предусматривает, что студенты за время учёбы должны иметь возможность применить на практике полученные в ВУЗе знания. Для этого ВУЗ направляет студентов в организации, с которыми у него заключены соответствующие договора. Направлять-то он направляет, но как проконтролировать, чем студенты конкретно занимаются во время практики? Для этого-то ВУЗ и требует от студентов предоставить после окончания практики отчёт по прохождению практики и дневник прохождения практики. Также, ВУЗ требует от организации, в которой практиковался студент, отзыв на студента с места практики. К тому же, организация должна поставить на направлении от ВУЗа отметку о том, что приняла студента на практику с такого-то по такое-то число. Руководитель практики заверяет отчёт студента о прохождении практики, а непосредственный руководитель практики от организации заверяет дневник прохождения практики. На отчёте всех этих документов ВУЗ и понимает, чем занимался студент на практике. Правда, в последние лет 15-20 это всё делается "для галочки", так как ВУЗ мало интересует всё, что не относится чисто к учебному процессу. Многие ВУЗы больше озадачены сбором денег со студентов (под разными причинами), чем тому, чтобы дать им знания и научить ими пользоваться во время работы.

Самому студенту отчёт по практике нужен реально. Таким отчётом студент достигает две цели:

1. Понимает, что он усвоил за время учёбы и как это можно применить в работе.

2. Собирает информацию для написания дипломной (выпускной квалификационной) работы.

Конечно, первоначально студент трудно себе представляет, как можно применить то, что ему рассказывали в ВУЗе. Ведь теория всегда сильно отличается от практики. К тому же, теория, преподанная в ВУЗе часто отстаёт от реальной жизни лет на 5-15. А сама организация тоже редко может найти хорошее применение студенту-практиканту. Поэтому, первые дни студент тупо копирует непонятные ему документы и готовит кофе всем сотрудникам офиса.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Так и на практике в организации: студент должен сам проявить инициативу. Понимая, что лучшего случая собрать материал для будущего диплома не представится, студент должен переговорить сначала с деканом своего факультета, а потом и с руководителем организации. Обсудив с ними свою практику именно как способ собрать материал для выпускной работы, у студента сложится ясная картина: на что обращать внимание и что описывать в отчёте по практике. Это относится любой практики (ознакомительной, производственной, преддипломной).

На учебно-ознакомительной практике студент сможет собрать лишь исходные данные по теме своей будущей дипломной работы. На производственной практике он соберёт уже больше материала, и тот будет значительно качественнее и полнее. А на преддипломной же практике студент должен собрать и проанализировать максимум необходимого для написания диплома материала. Ведь часто отчёт о прохождении преддипломной практике полностью входит в состав первой и второй части дипломной работы. То есть, задача студента на практике, не только попробовать применить то, чему его учили в ВУЗе, но и собрать нужный материал для своей будущей дипломной работы. Причём, очевидно, что вторая задача для студента более важна. Так, он может вместо полноценной работы копировать документы и носить сотрудникам кофе, но собрать материал для диплома нужно обязательно! В принципе, качество дипломной работы напрямую зависит от качества прохождения студентом всех практик. А качество практик зависит от того, на сколько раньше студент определится с темой своей дипломной работы. Определившись с темой диплома, студент соберёт именно те материалы, которые потребуются ему для написания аналитической части дипломной работы и для разработки практических рекомендаций.

Пройдя практику и собрав нужные материалы, студенту предстоит написать отчёт о том, как он эту практику проходил. И хорошо, если студент сядет за написание отчёта не после того, как он вернулся с практики, а будет ежедневно записывать то, что он делал. В данном отчёте нужно привести обзор собранных материалов, указать их источники и выполнить рекомендации, указанные в задании на практику, выданным кафедрой. У всех ВУЗов свои рекомендации по написанию отчётов по практике, но они типовые. Так, структура и оформление отчетов о преддипломной практике должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 7.32-2001 – "Отчет о научно-исследовательской работе - структура и правила оформления".

Отчет по практике студента состоит из таких частей: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Часто требуют включить в отчёт глоссарий (расшифровку понятий и терминов, применяемых в отчёте).

Во введении нужно указать, в какой организации и в какой период времени проходила практика. Там же описывается задание на практику, обобщаются собранные материалы и раскрываются вопросы, которыми был озадачен студент-практикант.

В основной части даётся аналитика, наработанная студентом. Это может быть:

– описание целей и задач, стоящих перед организацией;

– описание структуры организации и того отдела (подразделения), в котором студент практиковался;

- описание видов деятельности организации (пояснение, на основании чего оно действует);

- анализ деятельности организации или структурного подразделения, в котором проходила практика студента;

– оценка эффективности деятельности организации в целом и его структурных подразделений. Описание проблем во взаимодействии между структурными подразделениями.

Если студент найдёт в организации научную литературу по деятельности данной организации, то стоит включить в отчёт по практике те положения, которые считает ценным руководство организации. Да и самому студенту ознакомление с такой литературой будет полезным, так как даст больше практического опыта применения теоретических знаний в реальной работе. Преподаватели ВУЗа обязательно оценят такие познания.

Студенту нужно ознакомиться с внутренними инструкциями организации, относящимися к деятельности на том участке работы, где студент практикуется. Некоторые такие инструкции (положения, приказы) могут стать приложениями к отчёту по практике. Следует изучить всё, чем регулируется и регламентируется работа организации.

Если в основной части получается слишком много таблиц, графиков, диаграмм, схем и тому подобного, то их лучше вынести в приложения, дав на них ссылки в соответствующих местах отчёта. Это позволит не выйти за рекомендуемый объём отчёта по практике (обычно - 30 страниц).

В заключении отчета студента с места практики нужно кратко подытожить проделанную работу, сделать общие выводы и предложения по улучшению деятельности организации, её подразделений или отдельных сотрудников. Эти предложения пишутся в виде рекомендации, в которой объясняется, почему такие предложения будут полезны в дальнейшей работе организации.

Организации отчёт студента не нужен, но руководство обязательно читает заключение, обращая внимание на то, как преподнёс студент их организацию. Обращают внимание и на рекомендации студента по совершенствованию деятельности организации. Позиция студента по этим вопросам напрямую влияет на то, какой отзыв на студента с места практики напишет руководство организации.

Хоть ранее и было отмечено, что ВУЗу данный отчёт нужен для галочки, но качественный и грамотно написанный отчёт обязательно заметят и его автору будет намного легче учиться в дальнейшем. Поэтому, студент должен собрать максимум полезного материала, ясно его осмыслить и составить отчёт в соответствии со всеми методическими рекомендациями ВУЗа. Не забудьте и о должном оформлении отчёта. Так, если ВУЗ требует отформатировать отчёт в MS Word так. чтобы размер шрифта был равен 14 пунктам, а студент сделает его 12, то даже самый грамотный отчёт по практике методист не пропустит на стадии своей проверки.


Текст © Владимир Спицын, 2009 (специально для сайта "Город Воркута": www.vorcuta.ru)

Правила заимствования этой статьи и других материалов сайта Воркуты

Сайты об учёбе, науке и образовании

Статьи про учёбу, науку и образование

Школьное образование США: система и структура

Школьное образование США: система и структура

К концу XIX века в США сформировалась достаточно логичная и довольно стройная система образования. Даже при ближайшем рассмотрении её сути, сразу становится понятно, что она в корне отличается от привычной нам формы российского обучения.

Наша система образования основана в большинстве своём на советской системе образования, но её постепенно реформируют. И хотя реформаторы заявляют, что реформы идут по германскому образцу, многие видят много общего именно с системой школьного образования США. Давайте подробно её рассмотрим.


E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения

E-learning для вузов и корпораций: преимущества, трудности и некоторые пути их решения

В процессе глобализации общества в России внедряется электронное образование, которое успешно развивается в современном мире, а в Европе и на Западе уже давно получило широкое распространение.

По отчёту Американской ассоциации онлайн-издателей (Online Publishers Association - OPA) число пользователей электронного контента ещё в 2003 году перевалило за 16 миллионов, что составило примерно десятую часть всех пользователей сети. Поэтому не удивительно, что в США более 62% предприятий с численностью свыше 1000 человек применяют e-learning. А как обстоят дела с электронным образованием в остальном мире? В особенности, в России?


Как влияют образовательные сайты на российское образование и культуру?

Как влияют образовательные сайты на российское образование и культуру?

Для цивилизованного мира образование и культура являются наиболее важными и весомыми общечеловеческими ценностями. Большие возможности для культурного развития и повышения образовательного уровня открывает информационное пространство Интернет. С одной стороны Интернет является источником образовательной информации, с другой стороны выступает средством её поиска, представления и обработки. Это создаёт условия для развития инновационных методов обучения, для развития личности обучаемых, их творческой самореализации и активности.

Использование образовательных сайтов оказывает заметное влияние на современное российское образование. Образовательные сайты стали перспективным средством информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, особенна их роль в едином информационном образовательном пространстве (ЕИОП).



Авторское право © Спицын Владимир Владимирович, 2003-2017. Все права защищены

Копирование материалов сайта без разрешения администратора ЗАПРЕЩЕНО! Условия заимствования информации

Лучший хостинг для воркутинских сайтов

Яндекс цитирования